Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Успение — торжество жизни над смертью

Праздник Успения Божией Матери всегда был важен для верующих. Ни один православный храм не обходится без изображения этого великого события. Православные называют кончину Божией Матери успением, а не смертью, потому что Ее смерть не подобна смерти других живых существ. Она лишь уснула на время, чтобы пробудиться для жизни вечной. Икона этого праздника насыщена множеством лиц, деталей, символов. Помочь разобраться в иконографии Успения Пресвятой Богородицы мы попросили иконописца Ольгу Баландину.

— Ольга Сергеевна, икону называют богословием в красках. Прежде, чем Вы «расшифруете» нам духовный смысл этой иконы, скажите, в какую эпоху и где она появилась.

— Достоверные сведения об истории праздника Успения появляются лишь в конце VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии в честь его победы над персами. По всей видимости, до этого времени он был праздником в Константинополе. Основа иконографии праздника восходит ко временам, близким к Седьмому Вселенскому Собору, но ранние памятники, к сожалению, не сохранились. Каноническое изображение иконы «Успение» сложилось уже после иконоборческого периода.

На иконе очень наглядно изображено происходящее событие. Богоматерь — в центре на ложе, по сторонам от нее — плачущие апостолы, иногда помещаются еще и фигуры святителей. За ложем стоит Спаситель с душой Пресвятой Богородицы, изображаемой в виде спеленутого младенца. Рядом с Ним ангелы с прикровенными руками, готовые принять Ее душу. Это означает рождение нового человека, переход в жизнь вечную. Сам Господь представлен в синей мандорле, то есть в сиянии Своей славы. Апостол Петр совершает каждение, апостол Иоанн припадает к лику Богородицы, а апостол Павел находится у Ее ног. Перед смертью все Свои прижизненные ризы Богородица завещала Своим подругам, эти женщины тоже изображены на более поздних иконах. Ранние иконы «Успения» более лаконичны.

— На основании чего писались иконы с такими подробностями, если в Евангелии это событие нигде не отражено?

— Действительно, в Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Однако обстоятельства успения Пресвятой Богородицы известны со времен апостольских, сохранилось около 60 апокрифов, церковных преданий, труды святителя Иоанна Дамаскина — все это и легло в основу праздника, самого последнего в церковном году. Они повествуют о том, что за три дня до успения архангел Гавриил явился Пресвятой Деве и известил Ее о скорой блаженной кончине.

— Почему одна из икон называется «Облачное Успение»?

— Когда Мария получила от архангела Гавриила весть о близкой встрече с Сыном, апостолы были от Нее далеко. Дева Мария очень хотела проститься с ними, но так как апостолы проповедовали в разных концах земли, по Ее молитвам Господь чудесным образом перенес их к Ее одру. Как пишет Иоанн Дамаскин, «и тех, которые были рассеяны по всей земле… со всех концов земли в Иерусалим доставило облако, как сеть, которая сгоняет и собирает орлов». Иконографический вариант Успения, где изображено чудесное прибытие апостолов в сопровождении ангелов, называется «Облачным Успением». Одна из самых известных икон этого типа — новгородская икона конца XII — начала XIII века.

— Интересно, почему среди апостолов нет Фомы?

— Это тоже промыслительно. Апостол Фома действительно не был доставлен к одру умирающей Богородицы и прибыл к пустому гробу только через три дня. Опечалившись, что не застал Пресвятую Деву, он стал умолять апостолов, чтобы они отвалили камень от пещеры, где была погребена Матерь Божия. По преданию, в этой пещере были похоронены Ее родители и Иосиф Обручник. И когда отвалили камень, то на месте погребения нашли только погребальные пелены. Сама Дева Мария явилась апостолам в собрании ангелов и возвестила, что Господь взял Ее тело на Небо. Когда Богородица возносилась на Небо, то вручила Фоме Свой пояс. Это тоже отражено на иконе.

Очень часто в поздних вариантах «Успения» можно увидеть еще одного интересного персонажа. Это иудейский священник Аффоний, который ненавидел христиан, недолжно относился к Богородице и хотел перевернуть одр и сбросить Ее тело. Но невидимой силой его руки были отсечены. Он тут же раскаялся, пал на колени, стал молиться Господу и получил прощение и исцеление. Этот человек даже сопровождал гроб к месту погребения.

— А с чем связано появление на иконе святителя Иоанна Дамаскина?

— Святой преподобный Иоанн очень чтил Богородицу при жизни, и всем известно чудо, которое произошло с ним, когда ему за почитание икон отсекли руку, но по молитвам Святой Девы, проснувшись утром, он увидел, что его рука цела. В благодарность за это чудо преподобный Иоанн изготовил руку из серебра и приложил ее к Богородичной иконе, названной «Троеручицей». Также святой Иоанн Дамаскин известен своими трудами, посвященными Пресвятой Богородице, им написано «Слово об Успении». В память об этом его часто изображают на иконе. Так что иконография Успения необычайно богата и разнообразна.

На стенах сербских храмов, например, мы находим интересные фрески с изображением этого события, начиная с того момента, как Дева Мария получает от архангела Гавриила извещение о Своей скорой кончине и до вознесения на Небо. Цель такого подробного пошагового рисунка, думаю, в том, чтобы христианин как можно лучше представил, что происходило в тот момент, словно он сам был свидетелем происходящего. А вот на творении Андрея Рублева — минимум элементов, но его «Успение» прекрасно. Это одна из моих любимых икон.

Икона «Успение» имеет еще и сложное литургическое толкование. Если внимательно посмотреть на нее, то ложе с телом Богоматери уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемых Петром и Павлом, — их присутствие на Евхаристии и причащение. Христос позади одра являл Собой образ архиерея за трапезой. Часто перед одром Богородицы изображают горящую свечу — свечу обычно зажигают перед царскими вратами перед Причастием. Чудесное перемещение летящих к Иерусалиму апостолов также говорит о литургическом смысле иконы: Господь собирает людей на богослужение со всех концов земли.

— Что означает пурпурный цвет, в который окрашено покрывало, и сандалии на Богородице тоже красного цвета.

— Все багряные оттенки — это царские цвета. В древности пурпурные, красные одежды могли носить только царственные особы. Багряный царский цвет знаменует, что Богородица — Матерь Царя Небесного Христа.

Какие мысли и чувства должно вызывать у верующих людей Успение Богородицы?

— В нашей православной традиции из всех Богородичных праздников Успение является главным. Пресвятая Богородица с момента Воскрешения и Вознесения Господа жила со стремлением воссоединиться со Своим Божественным Сыном, поэтому для Нее это событие было радостным. С земной точки зрения, для апостолов это была печаль, их покидала Мать, и они плакали над Ее гробом. Но с момента святого успения Богородица стала Матерью всего человечества, Она усыновила весь людской род. Мы получили Заступницу, Спасительницу, Предстательницу, Которая всегда молится за нас. Для меня Успение Богородицы — это тихая радость. Жизнь Девы Марии с младенчества была устремлена к Богу, и, наконец, это событие произошло.

— Но в иконе «Успение Пресвятой Богородицы» мы видим скорбь…

— Но не безысходность. Конечно, апостолы печалятся от того, что здесь, на земле, они расстаются с Божией Матерью. Но они знают, что Христос воскрес, и Его присутствие на иконе не оставляет места для отчаяния. Успение Пресвятой Богородицы — это праздник, это торжество жизни над смертью. Поэтому в колорите иконы мы не видим ничего мрачного, наоборот, там ликующие, яркие, жизнеутверждающие краски. 

Ольга Стрелкова
Теги: Успение Пресвятой Богородицы.
Поделиться в: