Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Таинственный мир Гоголя

Более таинственного писателя в русской литературе, чем Гоголь, найти трудно. О нем много спорили при жизни, споры продолжаются и по сей день. Святитель Игнатий Брянчанинов видел в Гоголе смешение света и тьмы. Религиозный философ и литературный критик Василий Розанов называл гоголевский смех сатанинским. Говорили даже, что писатель разжигает нездоровый мистицизм, заигрывает со злом. И сегодня дискуссия о том, был Гоголь мистиком или нет, не утихает.

Ведь, казалось бы, человек, верующий в Бога, находящийся в лоне Церкви, не может быть мистиком. Так кем был Гоголь на самом деле, что пытался сказать читателям своими книгами, зачем пугал нас ведьмами и бесами?

Если взять цикл рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», то в них больше сказочного, фольклорного, веселого, это отражение традиций той украинской культуры, в которой писатель вырос, и она была богата разного рода легендами, поверьями, языческими обрядами. Семья писателя была очень религиозной, но при этом родители верили в сны и гадания, с детства в сознании Гоголя христианство переплеталось с язычеством. Родители сына очень любили, при этом мать часто рассказывала ему о Страшном суде, и страх ада преследовал чувствительного Гоголя всю жизнь. Выдающийся русский философ Николай Бердяев считал, что в Гоголе был какой-то духовный «вывих», какая-то неразгаданная тайна, отсюда и его мистицизм.

В плену самонадеянности

Начнем с самого мистического произведения — «Вий», в котором читатель через главного героя повести семинариста Хомы Брута встречается с целым полчищем всевозможной нечисти.

Зло не может просто так проникнуть в человеческую душу. Для этого необходимо, чтобы душа находилась в состоянии слабости, маловерия. Если внимательно читать текст повести, обращать внимание не только на сюжет, но и на детали, то каким изображено духовное состояние бурсаков, когда они идут по деревням в поисках пропитания? Семинаристы, один из которых пьяница, другой — курильщик, третий — драчун, ведут себя непристойно, постоянно чертыхаются. О молитве молодые люди и не вспоминают, и, когда они входят в село, уже понятно, кто ими руководит — они сами призвали нечистую силу. Тяжелые испытания выпадают на долю одного из друзей: панночка, которая оказывается ведьмой, пожелала, чтобы после смерти отходную по ней читал Хома Брут. Отвертеться бурсак не может, но перед тем, как войти в церковь, Хома всякий раз для смелости напивается. Входя в храм, он не крестится — или забыл, или нет такой привычки. Семинарист должен читать у гроба Псалтирь, как это принято у христиан, но вместо этого он по народному поверью очерчивает круг и произносит заклинания. Панночка тоже творит заклинание, получается заклинание на заклинание, кто кого. По сути, Хома вступает в духовную брань, не имея духовной силы, и проигрывает этот смертельный поединок.

Друзья Хомы, обсуждая смерть друга, ставят ему диагноз: умер от испуга. «Надо было перекреститься, потом плюнуть ведьме на хвост, и ничего бы не случилось», — рассуждают будущие пастыри. И завершается повесть словами одного из бурсаков: «У нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы».

Так от чего погиб Хома? От сильного страха? Пожалуй, да. Но если человек с Богом, никакая нечистая сила его не одолеет. Гоголь знал, что в монастырях монахов злые духи искушают, но иноки побеждают их молитвой. Хома тоже знал эту сторону духовной жизни, но, к сожалению, больше надеялся на горилку и на самого себя — «Разве я не казак!», и поэтому оказался уязвим. В герое повести Гоголь обнаруживает тот духовный изъян, который и дал возможность нечистой силе одержать победу над горе-молитвенником.

В плену шинели

Принято считать, что повесть Гоголя «Шинель» — это повествование о «маленьком человеке», забитом, глубоко несчастном, никому не нужном. Белинский отмечал, что это выдающееся произведение Гоголя, но колоссальный духовный заряд повести оказался ему не по зубам. Белинский был материалистом, социалистом, поэтому он видел в произведении Гоголя социальную драму, и эта трактовка перешла в литературоведение, а затем и в школьную программу. И школьники сочувствуют Башмачкину, который пострадал от несправедливой власти, но об этом ли повесть? Если говорить кратко, то «Шинель» — это прит­ча, в которой показано, как кроткий, смиренный человек может стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, не в департаменте, где служит Акакий Акакиевич, а в его душе.

Башмачкин живет только работой, никаких радостей в его жизни нет. Нет в его жизни и Бога. Жизнь героя обретает смысл только тогда, когда он решается сшить новую шинель. Акакий Акакиевич сразу меняется, становится живее, «огонь порой показывался в его глазах», у него появилась цель. «Он совершенно приучился голодать по вечерам, но зато питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Цель православного человека — духовное совершенствование. У Акакия Акакиевича — это шинель. И когда герой ее лишается, жить ему становится незачем.

Современник Гоголя, известный поэт и литературный критик Аполлон Григорьев писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…».

Гоголь доводит до читателя евангельскую истину: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Мф. 6, 19).

Заканчивается повесть вполне в духе Гоголя — мистически. По Петербургу носится приведение и срывает с чиновников шинели. А где же маленький смиренный человек? Вместо него появляется злобный чиновник-мертвец, мстящий своим обидчикам. Вспомним опять Евангелие: Где сокровище ваше, там и сердце ваше (Лк. 12, 34). Сердце Акакия Акакиевича остается на земле, неприкаянная его душа мечется в поисках шинели, она намертво прилипла к ней. Жизнь без Бога приводит человека к духовной гибели. В этом христианский смысл повести, делающий ее бессмертной.

В плену богатства

В любом духовном произведении, и у Гоголя особенно, есть два уровня понимания: первый — сюжетный, второй — тот самый духовный, который не сразу проявляется. Повесть «Портрет» посвящена проблеме творчества, отношению художника к своему таланту, к тому особому дару, который приближает человека к Богу. Чартков, молодой талантливый художник, ищет свой путь в искусстве, но он нетерпелив. Об этом ему говорит его учитель: «Смотри, чтобы из тебя не получился модный живописец». Чартков беден, а вокруг столько соблазнов. Он мог погружаться в работу, видел свой путь к совершенству, но помысел обогатиться у него был всегда. Портрет странного старика с живыми глазами, который он приобрел почти даром и принес домой, оживает именно в то мгновение, когда его обладатель проявляет какую-то страсть. Таинственный старик с портрета выходит из рамы и высыпает перед художником золото. Гоголь гениально, в мельчайших деталях, показывает нарастающую страсть к богатству. Получив деньги, Чартков может спокойно работать, но искушение богатством оказывается сильнее желания творить. Из художника он превращается в ремесленника, рисует «мундиры и корсеты», и уже ничего его не интересует, кроме денег. Увидев однажды на выставке прекрасную работу своего бывшего однокурсника, он понимает, что в погоне за богатством погубил свой талант. И тогда в нем просыпается еще один порок — зависть. Теперь он скупает произведения искусства, чтобы их уничтожить. Постепенно Чартков превращается в демона и в приступе бешенства умирает.

***

Так зачем писателю, который дышал православной верой, нужна была мистика? Гоголь через мистические образы показывает человеческие пороки, уродливые черты в душах людей, их внутренние болезни. Таков его художественный мир. Повести Гоголя вовсе не о бедных людях, униженных и оскорбленных. Они — о духовном тупике, в который зашло общество, забывшее Христа. И в этом их вневременная ценность. Жаль, что до сих пор не все это видят.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: